Сделка с контрагентом из ОАЭ признается контролируемой, если сумма годового дохода превысит 120 млн руб. (подп.3 п.1, п.7 ст.105.14 НК).
Сделку, совершенную в рамках договора комиссии или агентского договора, надо рассматривать как совокупность двух сделок:
- между заказчиком (комитентом или принципалом) и посредником (комиссионером или агентом);
- между посредником и третьим лицом (например, покупателем или продавцом товаров).
Принципал должен подавать уведомление оконтролируемой сделки, если сделка между ним и агентом, признается контролируемой.
Организации грозит штраф 5000 руб., если своевременно не сдать уведомление или сдать его с недостоверными сведениями. Оштрафовать за подачу уведомления с недостоверными сведениями вправе ФНС или налоговая инспекция по месту учета (п. 16 письма ФНС от 07.07.2016 № СА-4-7/12211). При этом размер штрафа не зависит от числа сделок, которые должны быть указаны в уведомлении.
Если были контролируемые сделки, надо уведомить о них налоговую инспекцию. На основании уведомления ФНС проведет особую проверку. Представители ФНС проверяют рыночность цен для целей налогообложения в ходе специальных проверок ценообразования.
В ходе специальных проверок ценообразования налоговая служба проверяет правильность расчетов налогов, которые перечислены в пункте 4 статьи 105.3 НК:
- налога на прибыль;
- НДС, если одна из сторон сделки либо не является плательщиком НДС, либо освобождена от уплаты НДС;
- НДПИ, если одна из сторон сделки платит налог по процентным ставкам;
- НДФЛ в части доходов, полученных индивидуальными предпринимателями, адвокатами и нотариусами (ст. 227 НК);
- налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДДДУС).
По общему правилу специалисты ФНС обязаны применять при проверке те же методы ценообразования, что и проверяемое лицо. Однако проверяющие могут применить и другие методы. Исключение: наличие соглашения о ценообразовании. Это правомерно, если они докажут, что методы, использованные проверяемым лицом, не позволяют определить соответствие цены сделки рыночному уровню. Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 5 статьи 105.17 НК.
В последний день проверки налоговики обязаны составить справку о проверке и вручить ее проверяемому лицу. Если в ходе проверки выявлено занижение налоговой базы, проверяющий составит акт, порядок оформления которого установлен приложением 6 к приказу ФНС от 26.11.2012 № ММВ-7-13/907. Если организация не согласна с выводами проверяющих, в течение 20 дней с даты, когда получила акт, она вправе подать на него возражения в ФНС. Рассмотрение возражений, а также принятие окончательного решения происходит по тем же правилам, как и при выездной (камеральной) налоговой проверке.
По требованию ФНС налогоплательщики, совершающие контролируемые сделки, обязаны представлять дополнительную документацию о таких сделках для проведения проверки (п. 1 и 2 ст. 105.15 НК). Перечень сведений, которые должны быть отражены в представленной документации, приведен в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 105.15 НК. Например, к таким сведениям относятся:
- данные о деятельности налогоплательщика, связанной с совершением контролируемых сделок;
- информация о методах, использованных для определения рыночного уровня цен,
- сведения о проведенных корректировках налоговой базы и т. п.
Рекомендации по составлению такой документации, структура и состав сведений приведены в приложении 1 к письму ФНС от 30.08.2012 № ОА-4-13/14433.
В основу налогообложения контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами заложен принцип сопоставления доходов, фактически полученных по сделке, с доходами, которые организация могла бы получить, если бы аналогичная сделка совершалась с лицом, не являющимся взаимозависимым. Чтобы определить, соответствует ли договорная цена, примененная в контролируемой сделке, рыночному уровню, нужно использовать информацию о сопоставимых сделках, сторонами которых не являются взаимозависимые лица. А потом сравнить полученные данные.
По общему правилу сравнивать контролируемые и сопоставимые сделки можно, если они совершены в одинаковых коммерческих или финансовых условиях (п. 2 ст. 105.5 НК).
Чтобы получить необходимую для анализа информацию, можно использовать:
- сведения о ценах и котировках российских и иностранных бирж;
- публикации таможенной статистики внешней торговли России. В частности, такие данные публикуются на официальном сайте ФТС;
- сведения о ценах (пределах колебания цен) и биржевых котировках, которые содержатся в официальных источниках информации органов государственной власти и местного самоуправления (в частности, в области регулирования ценообразования и статистики, например ФАС, Росстата и т. д.);
- сведения о ценах (пределах колебания цен) и биржевых котировках, которые содержатся в источниках информации иностранных государств;
- сведения о ценах (пределах колебания цен) и биржевых котировках, которые содержатся в иных опубликованных и (или) общедоступных изданиях и информационных системах;
- данные информационно-ценовых агентств;
- информацию о собственных сделках организации с невзаимозависимыми лицами.
Если среди названных источников организация не найдет (найдет недостаточно) необходимой информации, то можно использовать данные бухгалтерской и статистической отчетности других организаций. Эти данные можно получить:
- из общедоступных российских и иностранных печатных изданий;
- общедоступных информационных систем;
- официальных интернет-сайтов российских и иностранных организаций.
Такой порядок предусмотрен положениями пунктов 1 и 2 статьи 105.6 НК.
После того как организация выбрала данные, необходимые для сопоставления сделки (или, наоборот, удостоверилась в их отсутствии (недостаточности)), определите рыночную цену одним из следующих методов:
- метод сопоставимых рыночных цен;
- метод цены последующей реализации;
- затратный метод;
- метод сопоставимой рентабельности;
- метод распределения прибыли.
Организация вправе применить любой из этих методов (как отдельно, так и совмещая несколько методов). При этом нужно учитывать, что кроме сделок по приобретению товаров, подлежащих перепродаже, наиболее приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен. Однако использование этого метода возможно тогда, когда организация располагает всей необходимой информацией. Если же такой информации нет или недостаточно, можно использовать остальные методы определения рыночной цены. С этой целью надо выбрать именно тот метод (те методы), который более объективно характеризует соответствие договорной цены рыночному уровню. Кроме того, остальные методы можно также использовать, когда определяется рыночная цена группы однородных сделок между взаимозависимыми лицами. Такие правила установлены пунктами 1–5 статьи 105.7 НК.
Если совершена разовая сделка, а перечисленные методы не позволяют определить соответствие договорной цены рыночному уровню, можно использовать результаты независимой оценки (п. 9 ст. 105.7 НК, п. 3 письма Минфина от 29.04.2014 № 03-01-РЗ/20100).
Выбранный метод и расчет рыночной цены надо документально обосновать. Если этого не сделать, инспекторы при проверке вправе применить иной метод. Такой вывод следует из Обзора судебных споров, направленным письмом ФНС от 02.09.2019 № СА-4-7/17555.
Кто и как проверяет цены в контролируемых сделках, читайте в Системе Главбух.
Кто и как проверяет цены в контролируемых сделках