Зарплата

Как узнать зависят их должности от спецоценки или нет, если у нас проводилась не спецоценка, а аттестация рабочих мест?

  • 19 ноября 2018
  • 142

Вопрос

Как правильно платить взносы в пенсионный фонд по дополнительному тарифу. В ООО провели аттестацию рабочих мест в 2013 г. По ее результатам выявили две должности, по которым надо платить дополнительные взносы (электрогазосварщик и прораб). До 2017 года на оплату по каждой из этих должностей мы начисляли 6%. Теперь вроде бы на заработную плату сварщика начисляется 2%, на зарплату прораба 4%. На какие КБК перечислять эти взносы с 2017 г. И можно ли перечислить дополнительные взносы одной платежкой, если степень допустимости работ разная? Наши работники проходят по списку 2. Но как узнать зависят их должности от спецоценки или нет, если у нас проводилась не спецоценка, а аттестация рабочих мест?

Ответ

Отвечает Наталья Карпова, эксперт в области нормативно-правового регулирования страховых взносов

Ваш КБК 182 1 02 02132 06 1010 160 - на страховую пенсию по дополнительному тарифу за лиц, занятых на работах по списку 2 (если тариф не зависит от спецоценки), либо КБК 182 1 02 02132 06 1020 160 - на страховую пенсию по дополнительному тарифу за лиц, занятых на работах по списку 2 (если тариф зависит от спецоценки). Одной платежкой перечислить взносы можно.

К результатам специальной оценки условий труда приравнивают итоги проведенной ранее аттестации рабочих мест при соблюдении определенных условий – вам необходимо проанализировать выполняются ли они в организации и до 31 декабря 2018 года их тоже можно использовать, определяя особые дополнительные тарифы. Для этого необходимо соблюсти три условия: аттестация рабочих мест проведена, и ее результаты оформлены по правилам, утвержденным приказами Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 № 342н или от 31 августа 2007 № 569; результаты аттестации оформлены не позднее 31 декабря 2013 года (письмо Минтруда России от 13 марта 2014 № 17-3/В-113); по результатам аттестации условия труда на рабочем месте признаны вредными или опасными; срок действия результатов аттестации рабочих мест не истек.

Обоснование

Узнайте верный КБК

http://usn.1gl.ru/#/document/123/1/

Из рекомендации
Любови Котовой, начальника отдела нормативно-правового регулирования страховых взносов департамента налоговой и таможенной политики Минфина России

Кто должен начислять взносы на пенсионное страхование по дополнительным тарифам

Как следует начислять

Начислять страховые взносы по дополнительным тарифам на пенсионное страхование нужно на выплаты сотрудникам, которые заняты:

В каком размере платить дополнительные взносы

Размер дополнительных тарифов зависит от того, проведена ли в организации специальная оценка условий труда или аттестация рабочих местМетодика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 № 33н.

Если в организации не проводилась ни специальная оценка условий труда, ни аттестация рабочих мест, применяйте дополнительные тарифы страховых взносов, которые установлены пунктами 1 и 2 статьи 428 Налогового кодекса РФ.

В организации проведена специальная оценка условий труда и по ее результатам установлены определенные классы (подклассы) условий труда? Тогда применяйте дифференцированную шкалу дополнительных тарифов из пункта 3 статьи 428 Налогового кодекса РФ.

К результатам специальной оценки условий труда приравнивают итоги проведенной ранее аттестации рабочих мест. До 31 декабря 2018 года их тоже можно использовать, определяя особые дополнительные тарифы. Для этого необходимо соблюсти три условия:

Это предусмотрено частью 5 статьи 15 Закона от 28 декабря 2013 № 421-ФЗ.

Внимание: с 1 января 2014 года степень безопасности рабочих мест определяют исключительно в форме специальной оценки условий труда согласно Закону от 28 декабря 2013 № 426-ФЗ. Документы, которые регулируют порядок аттестации рабочих мест, когда проводят специальную оценку условий труда, не применяют (письмо Минтруда России от 8 апреля 2014 № 15-4/В-366).

Применять результаты прежних аттестаций рабочих мест, определяя размеры дополнительных тарифов, разрешено потому, что сама классификация условий труда с выходом Закона от 28 декабря 2013 № 426-ФЗ не менялась. То есть в правильно оформленных картах аттестации рабочих мест должны быть указаны те же классы и подклассы условий труда, которые предусмотрены пунктом 3 статьи 428 Налогового кодекса РФ.

Следовательно, на выплаты сотрудникам, занятым на этих рабочих местах, пенсионные взносы нужно начислять по дифференцированным дополнительным тарифам. Если условия труда признаны опасными (класс 4), выплаты облагают дополнительными пенсионными взносами по тарифу 8 процентов. Если условия труда признаны вредными, то в зависимости от подкласса условий труда (3.1–3.4) начисляйте взносы по тарифам от 2 до 7 процентов.

Внимание: если условия труда признаны оптимальными или допустимыми по результатам аттестации прошлых лет, дополнительные пенсионные взносы начисляйте по фиксированным тарифам 6 или 9 процентов. Применять нулевые тарифы дополнительных пенсионных взносов в такой ситуации нельзя.

Льготой можно воспользоваться, только если оптимальные или допустимые условия труда подтверждены результатами специальной оценки, проведенной согласно Закону от 28 декабря 2013 № 426-ФЗ. Это следует из положений части 5 статьи 15 Закона от 28 декабря 2013 № 421-ФЗ.

Пенсионные взносы по дополнительным тарифам начисляют независимо от суммы выплат с начала года. Лимиты тут не действуют. Такой порядок следует из пункта 5 статьи 421 Налогового кодекса РФ. Это актуально в том числе для сотрудников, которые вышли на досрочную пенсию, но продолжают работать.

При полной занятости сотрудника во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда дополнительные пенсионные взносы начисляйте со всех выплат, которые включают в расчетную базу в соответствии с пунктом 1 статьи 421 Налогового кодекса РФ.

Если в течение месяца сотрудник не работал во вредных (опасных, тяжелых) условиях, дополнительные пенсионные взносы на выплаты в его пользу не начисляйте.

Как начислять допвзносы, если сотрудник занят и в обычных, и во вредных условиях

Вообще с совместителем заключают отдельный трудовой договор (ст. 60.1 ТК РФ). Если такой договор предусматривает выполнение работ во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда, то выплаты, начисленные в рамках этого договора, облагаются дополнительными пенсионными взносами на общих основаниях. На выплаты совместителям за выполнение работ в обычных условиях дополнительные пенсионные взносы не начисляют.

Порядок расчета страховых взносов зависит от того, в течение какого периода сотрудник совмещает разную деятельность и какой стаж учитывают для досрочной пенсии.

Вредные и обычные условия в течение месяца. Бывает, в течение месяца сотрудник занят как в обычных, так и во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда. При этом время занятости в обычных условиях труда не включают в стаж для досрочной пенсии. В этом случае дополнительные пенсионные взносы начисляйте со всех облагаемых выплат. Однако в расчетную базу включайте только выплаты за фактически отработанное сотрудником время во вредных (опасных, тяжелых) условиях.

Например, сотруднику, который совмещает работу с вредными и обычными условиями труда, начислять пенсионные взносы по доптарифу нужно со всех выплат за месяц, включая доплату за совмещение профессий. Делать это нужно пропорционально количеству дней, отработанных им во вредных условиях (такое совмещение должно быть официально оформлено).

Вредные и обычные условия в течение дня. Сотрудник может совмещать работу в обычных и вредных условиях в течение дня. Тогда дополнительные тарифы страховых взносов применяют к той части выплат, которая соответствует количеству часов, фактически отработанных во вредных условиях.

Как начислять взносы, если в течение месяца сотрудника перевели с вредной работы на обычную

Порой сотрудника нужно временно перевести с вредной работы (с правом на досрочную пенсию) на ту, где нет неблагоприятных факторов. Например, нужно перевести беременную на более легкую работу. В таких обстоятельствах рабочее время включают в льготный стаж, который дает право на досрочную пенсию.

А страховые взносы по доптарифам в такой ситуации рассчитывайте со всех начисленных выплат и вознаграждений за месяц. Независимо от количества дней (часов), фактически отработанных во вредных, тяжелых и опасных условиях труда.

Внимание: ранее такие выводы подтверждались в пункте 12 письма Пенсионного фонда РФ от 30 декабря 2013 № НП-30-26/20622, письмах Минтруда России от 6 июля 2015 № 17-3/В-331от 16 мая 2014 № 17-3/В-210от 11 апреля 2014 № 17-3/В-151от 29 мая 2013 № 17-3/878от 29 апреля 2013 № 17-3/10/2-2415 и от 23 апреля 2013 № 17-3/10/2-2309от 13 марта 2014 № 17-3/В-113от 29 мая 2013 № 17-3/878. Однако с 2017 года порядок уплаты страховых взносов регулирует уже налоговое законодательство. Разъяснения по применению налогового законодательства вправе давать только Минфин и ФНС России. Поэтому разъяснения Минтруда России и Пенсионного фонда РФ применять нельзя. До появления новых разъяснений рекомендуем обратиться с запросом в ИФНС.

Пример распределения выплат сотруднику для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу

В январе А.С. Кондратьев 10 дней отработал в тяжелых условиях труда, 7 дней – в обычных условиях. Выплаты в пользу Кондратьева за месяц составили 41 000 руб., в том числе:

  • зарплата – 30 000 руб.;
  • премия по итогам работы за предыдущий год – 5000 руб.;
  • материальная помощь – 6000 руб.

В январе 17 рабочих дней. Дополнительный страховой тариф – 6 процентов.

Объектом обложения дополнительными пенсионными взносами являются выплаты Кондратьеву в размере 37 000 руб. При этом в расчетную базу для начисления дополнительных взносов бухгалтер организации включил:
– зарплату и премию в части, соответствующей фактическому количеству рабочих дней, отработанных Кондратьевым в тяжелых условиях;
– матпомощь в размере 2000 руб. (в сумме, превышающей 4000 руб., в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 422 НК РФ).

Расчетная база для начисления дополнительных пенсионных взносов составляет:
37 000 руб. : 17 дн. × 10 дн. = 21 764,70 руб.

Сумма дополнительных пенсионных взносов равна:
21 764,70 руб. × 6% = 1305,88 руб.

Из рекомендации «По какому тарифу рассчитать взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование»

http://vip.1gl.ru/#/document/86/89777/dfasxsgh18/

Из рекомендации
Ивана Шкловца, заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Как провести специальную оценку условий труда

Начиная с 1 января 2014 года оценивать условия труда на рабочих местах можно исключительно в форме специальной оценки условий труда (письмо Минтруда России от 08.04.2014 № 15-4/В-366). Порядок для данной процедуры прописан в Законе от 28.12.2013 № 426-ФЗМетодика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.

Максимум до 31 декабря 2018 года действуют и результаты аттестации рабочих мест, которую провели до 2014 года по правилам из приказа Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н. В общем случае результаты аттестации действительны в течение пяти лет со дня ее завершения.

Исключение – случаи, когда специальную оценку условий труда обязательно провести внепланово. Добавим, что в отношении некоторых рабочих мест спецоценку можно проводить поэтапно. Завершить поэтапную специальную оценку нужно до 31 декабря 2018 года.

Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников (п. 2 ст. 3 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Специальную оценку условий труда не проводят в отношении:

Об этом сказано в пункте 3 статьи 3 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

На вакантных рабочих местах спецоценку также не проводят. Раз сотрудник отсутствует, штатные производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не происходят. Внеплановую спецоценку можно будет провести после того, как на вакантную должность примут работника.

Это следует из пункта 15 Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, и подтверждено письмом Минтруда России от 14.03.2016 № 15-1/ООГ-1041.

Порядок проведения специальной оценки условий труда регулируется Законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Проведение специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих дополнительно может регулироваться федеральными и региональными законами, другими нормативно-правовыми актами (п. 4 ст. 3 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Ситуация: нужно ли проводить специальную оценку условий труда, если сотрудники постоянно работают на охраняемых объектах на территории заказчика. Обособленные подразделения по месту работы сотрудников не создаются

Да, нужно.

Данная категория сотрудников не поименована в перечне работников, в отношении которых проводить специальную оценку условий труда не требуется. А перечень закрытый. Поэтому провести такую оценку надо, причем сделать это должен любой работодатель, без исключений (п. 2 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Не проведя же спецоценку в отношении таких сотрудников, организация нарушит требования трудового законодательства. В частности, статей 22 и 212 Трудового кодекса РФ. За это может грозить административная ответственность.

Таким образом, вы должны обеспечить хотя бы косвенный контроль за рабочими местами, расположенными на территории заказчика. Для этого в договорах с заказчиками предусмотрите право работодателя на доступ к рабочим местам, на которых заняты ваши сотрудники. Как правильно провести спецоценку условий труда на таких рабочих местах, подскажут специализированные организации, имеющие право проводить данные процедуры.

Кто обязан проводить специальную оценку

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели. По общему правилу ее проводят совместно с независимой организацией (организациями), которую работодатель привлек к оценке на основании гражданско-правового договора (п. 2 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Организация, которая проводит спецоценку

Организация, которая проводит специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:

  • она должна быть независимым лицом по отношению к работодателю;
  • в ее уставных документах проведение специальной оценки условий труда должно быть прописано как основной вид деятельности;
  • аккредитована в порядке, предусмотренном приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н. Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Минтруда России;
  • в организации должно быть не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей: общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования;
  • в организации должна быть испытательная лаборатория (центр), которая аккредитована национальным органом России по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда установлен постановлением Правительства РФ от 30.06.2014 № 599.

Об этом сказано в статьях 19 и 22 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Комиссия по проведению специальной оценки

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателю нужно создать комиссию. Число членов комиссии должно быть нечетным. Также работодатель утверждает график проведения специальной оценки условий труда.

Состав и порядок деятельности комиссии работодатель утверждает приказом. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

Такие правила установлены статьей 9 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

В состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда, как правило, входят:

  • представители работодателя. Это могут быть руководители структурных подразделений, кадровые специалисты, медицинские работники;
  • специалист по охране труда;
  • представители выборного органа первичной профсоюзной организации.

Возглавляет комиссию работодатель или его представитель (п. 4 ст. 9 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Ситуация: как формировать комиссию по проведению специальной оценки предпринимателю, работающему в одиночку, или организации с одним сотрудником-директором

Если сотрудников у предпринимателя или в организации нет, то создавать комиссию не придется вовсе. Когда же в штате хотя бы один сотрудник, комиссия должна состоять как минимум из одного человека.

Формировать комиссию нужно, только когда есть обязанность проводить специальную оценку условий труда. А это касается всех работодателей – организаций, предпринимателей и граждан, у которых есть наемные сотрудники. То есть те, кто работает по трудовым договорам (ч. 4 ст. 20 ТК РФ).

Поэтому если предприниматель работает в одиночку и него нет наемного персонала, то проводить специальную оценку не нужно. Сам для себя предприниматель работодателем не является. А потому и создавать комиссию не понадобится.

А вот если у предпринимателя есть хотя бы один сотрудник, он уже считается работодателем и, значит, формально появляется обязанность проводить специальную оценку. То же самое касается и организации, в которой числится, например, один директор, работающий на условиях найма (п. 2 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Этот единственный сотрудник и будет входить в состав комиссии, которую требуется сформировать. Ведь минимальное число участников комиссии законом не установлено. Оговорено лишь, что их должно быть нечетное количество (п. 1 ст. 9 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Когда единственным сотрудником является директор, он и будет возглавлять комиссию по проведению спецоценки, так как является органом управления организации, исполняющим обязанности работодателя в трудовых отношениях (п. 4 ст. 9 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗч. 8 ст. 20 ТК РФ).

Главбух советует: в частных разъяснениях специалисты Роструда разрешают не формировать комиссию по проведению спецоценки условий труда, если в организации только один сотрудник.

Ведь комиссию создают именно для того, чтобы ее участники совместно принимали решение. А один человек принимает решение единолично. И потому формировать комиссию смысла нет. Но отметим, что в законе об этом прямо не сказано, официальных разъяснений ведомства также нет. Чтобы избежать лишних споров с проверяющими, проще все же издать приказ о проведении специальной оценки, в котором следует описать состав комиссии.

Если же для выполнения функций службы охраны труда организация привлекает специалистов по гражданско-правовому договору, то данные люди также будут входить в состав комиссии. А возглавлять комиссию опять же будет директор – сотрудник организации. Об этом сказано в пунктах 13 и 4 статьи 9 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Комиссия определяет перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест (п. 5–7 ст. 9 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Аналогичные рабочие места

Аналогичными признают рабочие места, которые одновременно имеют следующие признаки:

  • профессии или должности одного наименования;
  • выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
  • использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • работа в одном или нескольких однотипных помещениях;
  • использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте;
  • одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

Такие правила установлены статьей 9 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

При выявлении аналогичных рабочих мест специальную оценку условий труда достаточно провести в отношении 20 процентов от общего числа рабочих мест, но не менее чем двух. Затем полученные результаты можно применять ко всем выявленным аналогичным рабочим местам.

На аналогичные рабочие места заполняют одну карту специальной оценки условий труда и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников.

Если в ходе проведения специальной оценки условий труда выявят хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует признакам аналогичности, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, то специальную оценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.

Об этом говорится в статье 16 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Ситуация: можно ли признать аналогичными рабочие места, созданные в разных подразделениях. Общие характеристики рабочих мест и характер работ совпадают

Ответ на этот вопрос зависит от конкретных обстоятельств дела.

Для признания рабочих мест аналогичными необходима идентичность всех факторов, указанных в статье 9 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Если все характеристики рабочих мест, созданных в разных подразделениях, совпадают, то их можно признать аналогичными. Однако стоит учитывать, что сотрудники могут использовать разное оборудование (например, компьютеры с разными дисплеями или системными блоками), у них могут отличаться характеристики микроклимата (температура, влажность, скорость движения воздуха), на их рабочих местах могут быть различная освещенность, пульсация источников освещения и т. п.

С учетом указанного принять окончательное решение о признании аналогичными рабочих мест, созданных в разных подразделениях, должна комиссия с учетом действующих в организации опасных и вредных производственных факторов и характеристик трудового процесса на оцениваемых рабочих местах.

Ситуация: что брать в расчет общего числа рабочих мест: фактическое число сотрудников или количество единиц по штатному расписанию

Лучше брать то количество рабочих мест, которое соответствует числу единиц по штатному расписанию. Именно от этого числа надо считать 20 процентов, в отношении которых достаточно провести специальную оценку условий труда при выявлении аналогичных рабочих мест.

Законодательно этот вопрос не урегулирован, поэтому окончательное решение об этом должна принять комиссия.

Принимая решение, необходимо учитывать следующее. С одной стороны, при проведении специальной оценки исследуют и анализируют условия труда конкретного сотрудника. Ведь цель спецоценки – выявить вредные и опасные факторы на конкретном рабочем месте во время работы. При этом учитывается производственное оборудование, материалы и сырье, которые использует сотрудник на рабочем месте. Это следует из статей 10 и 12 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. То есть идентификация вредного и (или) опасного фактора предполагает присутствие человека на рабочем месте.

Но вместе с тем, если сразу не провести оценку рабочих мест, которые числятся в штатном расписании, но пока вакантны, то это придется сделать, когда на данные вакансии возьмете человека. Поэтому решить, включать в общее число для спецоценки те или иные рабочие места, должна специальная комиссия с учетом целесообразности. Например, если в штатном расписании предусмотрены вакантные рабочие места, на которые в ближайшее время планируется принять сотрудников, то имеет смысл включить данные рабочие места в число мест для спецоценки.

Порядок проведения спецоценки условий труда

Специальную оценку условий труда проводят в соответствии с Методикой, которую утверждает Минтруд России. Периодичность проведения оценки: не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено законодательством РФ. Указанный срок исчисляют со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Об этом говорится в статье 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Перечень нормативных документов, которые содержат требования к рабочим местам, и параметры, измеряемые при специальной оценке, приведены в таблице.

К некоторым рабочим местам применяется особый порядок проведения специальной оценки условий труда. Перечень таких рабочих мест утвержден постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 № 290. А сам порядок проведения специальной оценки утвержден отдельными приказами Минтруда России в зависимости от специфики рабочих мест:

По каким рабочим местам проводится специальная оценка Реквизиты нормативного акта
рабочие места сотрудников, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и участии в соревнованиях по определенному виду или видам спорта приказ Минтруда России от 01.06.2015 № 335н
рабочие места членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов приказ Минтруда России от 18.05.2015 № 301н
рабочие места отдельных категорий медицинских работников и перечня медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда приказ Минтруда России от 24.04.2015 № 250н
рабочие места, на которых предусматривается пребывание сотрудников в условиях повышенного давления газовой и воздушной сред приказ Минтруда России от 19.02.2015 № 102н
рабочие места водолазов, а также сотрудников, непосредственно проводящих кессонные работы приказ Минтруда России от 18.02.2015 № 96н
рабочие места сотрудников радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, занятых на работах с техногенными источниками ионизирующих излучений приказ Минтруда России от 27.01.2015 № 46н
рабочие места сотрудников, занятых на подземных работах приказ Минтруда России от 09.12.2014 № 996н

Результаты проведенных исследований (испытаний, измерений) оформляют протоколами в отношении каждого из вредных и (или) опасных производственных факторов, которые подвергнуты таким операциям.

По результатам таких исследований (измерений) эксперт относит условия труда на рабочих местах к соответствующим классам (подклассам).

Такой порядок предусмотрен статьями 11–14 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Ситуация: нужно ли проводить специальную оценку условий труда, если на 1 января 2014 года в организации провели аттестацию рабочих мест

В общем случае не нужно.

Если до 1 января 2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то в общем порядке специальную оценку условий труда в отношении таких рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Результаты данной аттестации можно использовать для целей специальной оценки условий труда. То есть если в организации плановую аттестацию проводили, к примеру, в 2013 году, то условия труда нужно будет оценить по новым правилам только в 2018 году. Исключением являются случаи, когда у работодателя возникнет необходимость провести внеплановую оценку (п. 1 ст. 17 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Кроме того, работодатель вправе по собственной инициативе провести специальную оценку условий труда и до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест. Например, если захочет пересмотреть гарантии сотрудникам с вредными и опасными условиями труда и предоставить их в соответствии с новым порядком.

Об этом говорится в пункте 4 статьи 27 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Поэтапная специальная оценка условий труда

В отношении некоторых рабочих мест специальная оценка может проводиться поэтапно. Это рабочие места:

  • сотрудников, чьи профессии, должности и специальности не включены в списки, с учетом которых назначается досрочная страховая пенсия по старости;
  • условия труда на которых не признаны вредными или опасными.

Завершить поэтапную спецоценку нужно до 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Поэтапность предполагает проведение спецоценки в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части. Перечень таких рабочих мест определяет комиссия.

Внеплановая спецоценка условий труда

Внеплановую специальную оценку условий труда проводят, если:

  1. введены в эксплуатацию вновь организованные рабочие места;
  2. работодатель получил предписание государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  3. изменен технологический процесс, заменили производственное оборудование, которое способно оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на сотрудников;
  4. изменился состав применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на сотрудников;
  5. изменены применяемые средства индивидуальной и коллективной защиты, способные оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на сотрудников;
  6. на рабочем месте произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявлено профессиональное заболевание, причинами которого явилось воздействие на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  7. есть мотивированные предложения выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа сотрудников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Внеплановую специальную оценку условий труда проводят на соответствующих рабочих местах в течение 12 месяцев со дня наступления случаев из пунктов 1 и 3. Если же речь об обстоятельствах из пунктов 24–7, то внеплановую спецоценку проводят в течение шести месяцев с даты соответствующих обстоятельств.

Если поменялась фамилия (имя, отчество) работодателя-предпринимателя либо произошла реорганизация работодателя и при этом не наступили события из пунктов 3–5 и 7, спецоценку можно не проводить.

Об этом сказано в статье 17 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Ответственность

Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах является нарушением требований охраны труда. Если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет являться нарушением требований охраны труда.

За такое нарушение предусмотрена административная ответственность в виде:

– предупреждения или штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб. – для должностных лиц;
– штрафа от 5000 до 10 000 руб. – для предпринимателей;
– штрафа от 60 000 до 80 000 руб. – для организаций.

За повторное нарушение предусмотрено наказание в виде:

– штрафа в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до трех лет – для должностных лиц;
– штрафа от 30 000 до 40 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток – для предпринимателей;
– штрафа от 100 000 до 200 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток – для организаций.

Такая ответственность предусмотрена статьей 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Методика проведения специальной оценки условий труда

Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н. Она устанавливает требования к процедурам, которые должна выполнить организация, оказывающая услуги по проведению спецоценки. Согласно части I Методики к таким процедурам относятся:

Классы условий труда

Условия труда по степени вредности и опасности подразделяют на четыре класса:

  • 1-й класс – оптимальные условия труда. К нему относят условия труда, при которых воздействие на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, а также создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности сотрудника;
  • 2-й класс – допустимые условия труда. Это такие условия, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены);
  • 3-й класс – вредные условия труда. Сюда относят такие условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами условий труда;
  • 4-й класс – опасные условия труда. Речь идет об условиях труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.

В свою очередь 3-й класс вредных условий имеет следующие подклассы:

  • подкласс 3.1 – вредные условия труда 1-й степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов и увеличивается риск повреждения здоровья;
  • подкласс 3.2 – вредные условия труда 2-й степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной работы в таких условиях: 15 и более лет;
  • подкласс 3.3 – вредные условия труда 3-й степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
  • подкласс 3.4 – вредные условия труда 4-й степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Об этом говорится в статье 14 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Классификатор вредных и опасных факторов приведен в приказе Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.

Эксперт организации, которая проводит спецоценку, может снизить в ходе ее проведения установленный класс или подкласс условий труда на рабочем месте, если сотрудник применяет средства индивидуальной защиты, прошедшие обязательную сертификацию. Методика снижения класса условий труда при применении СИЗ утверждена приказом Минтруда России от 05.12.2014 № 976н.

Оформление результатов

Специализированная организация, которая оказывает услуги по проведению специальной оценки условий труда, составляет отчет о ее проведении (ст. 15 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по его заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.

Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывают все члены комиссии, а утверждает ее председатель. Каждый член комиссии, который не согласен с результатами оценки, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагают к этому отчету.

Работодатель обязан ознакомить работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под подпись. Сделать это нужно в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда, не позже. В этот срок не входят периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, а также периоды междувахтового отдыха.

Такой порядок предусмотрен статьей 15 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Важно: срок утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда Законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ не установлен. А вот для уведомления организации, проводившей спецоценку, срок есть – работодатель должен это сделать любым доступным способом в течение трех рабочих дней с даты, когда утвержден отчет о специальной оценке. Также в течение трех рабочих дней работодатель направляет организации-оценщику копию отчета о спецоценке заказным письмом с уведомлением о вручении либо электронным документом, подписанным квалифицированной электронной подписью. Таковы требования пункта 5.1 статьи 15 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Использование результатов оценки

Результаты специальной оценки можно использовать, в частности, чтобы:

Так предусмотрено статьей 7 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Отражение результатов спецоценки

Сведения о специальной оценке условий труда отразите в таблице 5 формы 4-ФСС, утвержденной приказом ФСС России от 26 сентября 2016 № 381.

Подробнее о том, как это сделать, см. Как составить и сдать расчет по форме 4-ФСС.

Финансирование расходов на спецоценку

Расходы на специальную оценку можно зачесть в счет уплаты взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Причем профинансировать за счет ФСС России можно и другие мероприятия по улучшению условий труда (медосмотры, покупка СИЗ, лечебно-профилактическое питание и пр.). Для этого в ФСС России надо подать специальный пакет документов. В частности, это заявление и план финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению травматизма.

Далее ФСС России будет решать, вправе организация использовать взносы на улучшение условий труда или нет.

Решение положительное? Тогда об использовании страховых взносов на финансирование профилактики травматизма и профзаболеваний нужно сдавать ежеквартальные отчеты. Их представляйте одновременно с расчетами по форме 4-ФСС.

Подробнее об этом см. На какие цели можно расходовать суммы начисленных взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

О том, как коммерческой организации учитывать расходы на спецоценку, см. Как отразить в бухучете и при налогообложении затраты на проведение специальной оценки условий труда.

http://usn.1gl.ru/#/document/11/16731/

Отвечает Наталья Карпова, эксперт в области нормативно-правового регулирования страховых взносов

Ваш КБК 182 1 02 02132 06 1010 160 - на страховую пенсию по дополнительному тарифу за лиц, занятых на работах по списку 2 (если тариф не зависит от спецоценки), либо КБК 182 1 02 02132 06 1020 160 - на страховую пенсию по дополнительному тарифу за лиц, занятых на работах по списку 2 (если тариф зависит от спецоценки). Одной платежкой перечислить взносы можно.

К результатам специальной оценки условий труда приравнивают итоги проведенной ранее аттестации рабочих мест при соблюдении определенных условий – вам необходимо проанализировать выполняются ли они в организации и до 31 декабря 2018 года их тоже можно использовать, определяя особые дополнительные тарифы. Для этого необходимо соблюсти три условия: аттестация рабочих мест проведена, и ее результаты оформлены по правилам, утвержденным приказами Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 № 342н или от 31 августа 2007 № 569; результаты аттестации оформлены не позднее 31 декабря 2013 года (письмо Минтруда России от 13 марта 2014 № 17-3/В-113); по результатам аттестации условия труда на рабочем месте признаны вредными или опасными; срок действия результатов аттестации рабочих мест не истек.

Обоснование

Узнайте верный КБК

http://usn.1gl.ru/#/document/123/1/

Из рекомендации
Любови Котовой, начальника отдела нормативно-правового регулирования страховых взносов департамента налоговой и таможенной политики Минфина России

Кто должен начислять взносы на пенсионное страхование по дополнительным тарифам

Как следует начислять

Начислять страховые взносы по дополнительным тарифам на пенсионное страхование нужно на выплаты сотрудникам, которые заняты:

В каком размере платить дополнительные взносы

Размер дополнительных тарифов зависит от того, проведена ли в организации специальная оценка условий труда или аттестация рабочих местМетодика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 № 33н.

Если в организации не проводилась ни специальная оценка условий труда, ни аттестация рабочих мест, применяйте дополнительные тарифы страховых взносов, которые установлены пунктами 1 и 2 статьи 428 Налогового кодекса РФ.

В организации проведена специальная оценка условий труда и по ее результатам установлены определенные классы (подклассы) условий труда? Тогда применяйте дифференцированную шкалу дополнительных тарифов из пункта 3 статьи 428 Налогового кодекса РФ.

К результатам специальной оценки условий труда приравнивают итоги проведенной ранее аттестации рабочих мест. До 31 декабря 2018 года их тоже можно использовать, определяя особые дополнительные тарифы. Для этого необходимо соблюсти три условия:

Это предусмотрено частью 5 статьи 15 Закона от 28 декабря 2013 № 421-ФЗ.

Внимание: с 1 января 2014 года степень безопасности рабочих мест определяют исключительно в форме специальной оценки условий труда согласно Закону от 28 декабря 2013 № 426-ФЗ. Документы, которые регулируют порядок аттестации рабочих мест, когда проводят специальную оценку условий труда, не применяют (письмо Минтруда России от 8 апреля 2014 № 15-4/В-366).

Применять результаты прежних аттестаций рабочих мест, определяя размеры дополнительных тарифов, разрешено потому, что сама классификация условий труда с выходом Закона от 28 декабря 2013 № 426-ФЗ не менялась. То есть в правильно оформленных картах аттестации рабочих мест должны быть указаны те же классы и подклассы условий труда, которые предусмотрены пунктом 3 статьи 428 Налогового кодекса РФ.

Следовательно, на выплаты сотрудникам, занятым на этих рабочих местах, пенсионные взносы нужно начислять по дифференцированным дополнительным тарифам. Если условия труда признаны опасными (класс 4), выплаты облагают дополнительными пенсионными взносами по тарифу 8 процентов. Если условия труда признаны вредными, то в зависимости от подкласса условий труда (3.1–3.4) начисляйте взносы по тарифам от 2 до 7 процентов.

Внимание: если условия труда признаны оптимальными или допустимыми по результатам аттестации прошлых лет, дополнительные пенсионные взносы начисляйте по фиксированным тарифам 6 или 9 процентов. Применять нулевые тарифы дополнительных пенсионных взносов в такой ситуации нельзя.

Льготой можно воспользоваться, только если оптимальные или допустимые условия труда подтверждены результатами специальной оценки, проведенной согласно Закону от 28 декабря 2013 № 426-ФЗ. Это следует из положений части 5 статьи 15 Закона от 28 декабря 2013 № 421-ФЗ.

Пенсионные взносы по дополнительным тарифам начисляют независимо от суммы выплат с начала года. Лимиты тут не действуют. Такой порядок следует из пункта 5 статьи 421 Налогового кодекса РФ. Это актуально в том числе для сотрудников, которые вышли на досрочную пенсию, но продолжают работать.

При полной занятости сотрудника во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда дополнительные пенсионные взносы начисляйте со всех выплат, которые включают в расчетную базу в соответствии с пунктом 1 статьи 421 Налогового кодекса РФ.

Если в течение месяца сотрудник не работал во вредных (опасных, тяжелых) условиях, дополнительные пенсионные взносы на выплаты в его пользу не начисляйте.

Как начислять допвзносы, если сотрудник занят и в обычных, и во вредных условиях

Вообще с совместителем заключают отдельный трудовой договор (ст. 60.1 ТК РФ). Если такой договор предусматривает выполнение работ во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда, то выплаты, начисленные в рамках этого договора, облагаются дополнительными пенсионными взносами на общих основаниях. На выплаты совместителям за выполнение работ в обычных условиях дополнительные пенсионные взносы не начисляют.

Порядок расчета страховых взносов зависит от того, в течение какого периода сотрудник совмещает разную деятельность и какой стаж учитывают для досрочной пенсии.

Вредные и обычные условия в течение месяца. Бывает, в течение месяца сотрудник занят как в обычных, так и во вредных (опасных, тяжелых) условиях труда. При этом время занятости в обычных условиях труда не включают в стаж для досрочной пенсии. В этом случае дополнительные пенсионные взносы начисляйте со всех облагаемых выплат. Однако в расчетную базу включайте только выплаты за фактически отработанное сотрудником время во вредных (опасных, тяжелых) условиях.

Например, сотруднику, который совмещает работу с вредными и обычными условиями труда, начислять пенсионные взносы по доптарифу нужно со всех выплат за месяц, включая доплату за совмещение профессий. Делать это нужно пропорционально количеству дней, отработанных им во вредных условиях (такое совмещение должно быть официально оформлено).

Вредные и обычные условия в течение дня. Сотрудник может совмещать работу в обычных и вредных условиях в течение дня. Тогда дополнительные тарифы страховых взносов применяют к той части выплат, которая соответствует количеству часов, фактически отработанных во вредных условиях.

Как начислять взносы, если в течение месяца сотрудника перевели с вредной работы на обычную

Порой сотрудника нужно временно перевести с вредной работы (с правом на досрочную пенсию) на ту, где нет неблагоприятных факторов. Например, нужно перевести беременную на более легкую работу. В таких обстоятельствах рабочее время включают в льготный стаж, который дает право на досрочную пенсию.

А страховые взносы по доптарифам в такой ситуации рассчитывайте со всех начисленных выплат и вознаграждений за месяц. Независимо от количества дней (часов), фактически отработанных во вредных, тяжелых и опасных условиях труда.

Внимание: ранее такие выводы подтверждались в пункте 12 письма Пенсионного фонда РФ от 30 декабря 2013 № НП-30-26/20622, письмах Минтруда России от 6 июля 2015 № 17-3/В-331от 16 мая 2014 № 17-3/В-210от 11 апреля 2014 № 17-3/В-151от 29 мая 2013 № 17-3/878от 29 апреля 2013 № 17-3/10/2-2415 и от 23 апреля 2013 № 17-3/10/2-2309от 13 марта 2014 № 17-3/В-113от 29 мая 2013 № 17-3/878. Однако с 2017 года порядок уплаты страховых взносов регулирует уже налоговое законодательство. Разъяснения по применению налогового законодательства вправе давать только Минфин и ФНС России. Поэтому разъяснения Минтруда России и Пенсионного фонда РФ применять нельзя. До появления новых разъяснений рекомендуем обратиться с запросом в ИФНС.

Пример распределения выплат сотруднику для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу

В январе А.С. Кондратьев 10 дней отработал в тяжелых условиях труда, 7 дней – в обычных условиях. Выплаты в пользу Кондратьева за месяц составили 41 000 руб., в том числе:

  • зарплата – 30 000 руб.;
  • премия по итогам работы за предыдущий год – 5000 руб.;
  • материальная помощь – 6000 руб.

В январе 17 рабочих дней. Дополнительный страховой тариф – 6 процентов.

Объектом обложения дополнительными пенсионными взносами являются выплаты Кондратьеву в размере 37 000 руб. При этом в расчетную базу для начисления дополнительных взносов бухгалтер организации включил:
– зарплату и премию в части, соответствующей фактическому количеству рабочих дней, отработанных Кондратьевым в тяжелых условиях;
– матпомощь в размере 2000 руб. (в сумме, превышающей 4000 руб., в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 422 НК РФ).

Расчетная база для начисления дополнительных пенсионных взносов составляет:
37 000 руб. : 17 дн. × 10 дн. = 21 764,70 руб.

Сумма дополнительных пенсионных взносов равна:
21 764,70 руб. × 6% = 1305,88 руб.

Из рекомендации «По какому тарифу рассчитать взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование»

http://vip.1gl.ru/#/document/86/89777/dfasxsgh18/

Из рекомендации
Ивана Шкловца, заместителя руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Как провести специальную оценку условий труда

Начиная с 1 января 2014 года оценивать условия труда на рабочих местах можно исключительно в форме специальной оценки условий труда (письмо Минтруда России от 08.04.2014 № 15-4/В-366). Порядок для данной процедуры прописан в Законе от 28.12.2013 № 426-ФЗМетодика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.

Максимум до 31 декабря 2018 года действуют и результаты аттестации рабочих мест, которую провели до 2014 года по правилам из приказа Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н. В общем случае результаты аттестации действительны в течение пяти лет со дня ее завершения.

Исключение – случаи, когда специальную оценку условий труда обязательно провести внепланово. Добавим, что в отношении некоторых рабочих мест спецоценку можно проводить поэтапно. Завершить поэтапную специальную оценку нужно до 31 декабря 2018 года.

Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников (п. 2 ст. 3 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Специальную оценку условий труда не проводят в отношении:

Об этом сказано в пункте 3 статьи 3 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

На вакантных рабочих местах спецоценку также не проводят. Раз сотрудник отсутствует, штатные производственные (технологические) процессы на таком рабочем месте не происходят. Внеплановую спецоценку можно будет провести после того, как на вакантную должность примут работника.

Это следует из пункта 15 Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, и подтверждено письмом Минтруда России от 14.03.2016 № 15-1/ООГ-1041.

Порядок проведения специальной оценки условий труда регулируется Законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Проведение специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих дополнительно может регулироваться федеральными и региональными законами, другими нормативно-правовыми актами (п. 4 ст. 3 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Ситуация: нужно ли проводить специальную оценку условий труда, если сотрудники постоянно работают на охраняемых объектах на территории заказчика. Обособленные подразделения по месту работы сотрудников не создаются

Да, нужно.

Данная категория сотрудников не поименована в перечне работников, в отношении которых проводить специальную оценку условий труда не требуется. А перечень закрытый. Поэтому провести такую оценку надо, причем сделать это должен любой работодатель, без исключений (п. 2 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Не проведя же спецоценку в отношении таких сотрудников, организация нарушит требования трудового законодательства. В частности, статей 22 и 212 Трудового кодекса РФ. За это может грозить административная ответственность.

Таким образом, вы должны обеспечить хотя бы косвенный контроль за рабочими местами, расположенными на территории заказчика. Для этого в договорах с заказчиками предусмотрите право работодателя на доступ к рабочим местам, на которых заняты ваши сотрудники. Как правильно провести спецоценку условий труда на таких рабочих местах, подскажут специализированные организации, имеющие право проводить данные процедуры.

Кто обязан проводить специальную оценку

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели. По общему правилу ее проводят совместно с независимой организацией (организациями), которую работодатель привлек к оценке на основании гражданско-правового договора (п. 2 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Организация, которая проводит спецоценку

Организация, которая проводит специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:

  • она должна быть независимым лицом по отношению к работодателю;
  • в ее уставных документах проведение специальной оценки условий труда должно быть прописано как основной вид деятельности;
  • аккредитована в порядке, предусмотренном приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н. Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Минтруда России;
  • в организации должно быть не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей: общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования;
  • в организации должна быть испытательная лаборатория (центр), которая аккредитована национальным органом России по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда установлен постановлением Правительства РФ от 30.06.2014 № 599.

Об этом сказано в статьях 19 и 22 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Комиссия по проведению специальной оценки

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателю нужно создать комиссию. Число членов комиссии должно быть нечетным. Также работодатель утверждает график проведения специальной оценки условий труда.

Состав и порядок деятельности комиссии работодатель утверждает приказом. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

Такие правила установлены статьей 9 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

В состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда, как правило, входят:

  • представители работодателя. Это могут быть руководители структурных подразделений, кадровые специалисты, медицинские работники;
  • специалист по охране труда;
  • представители выборного органа первичной профсоюзной организации.

Возглавляет комиссию работодатель или его представитель (п. 4 ст. 9 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Ситуация: как формировать комиссию по проведению специальной оценки предпринимателю, работающему в одиночку, или организации с одним сотрудником-директором

Если сотрудников у предпринимателя или в организации нет, то создавать комиссию не придется вовсе. Когда же в штате хотя бы один сотрудник, комиссия должна состоять как минимум из одного человека.

Формировать комиссию нужно, только когда есть обязанность проводить специальную оценку условий труда. А это касается всех работодателей – организаций, предпринимателей и граждан, у которых есть наемные сотрудники. То есть те, кто работает по трудовым договорам (ч. 4 ст. 20 ТК РФ).

Поэтому если предприниматель работает в одиночку и него нет наемного персонала, то проводить специальную оценку не нужно. Сам для себя предприниматель работодателем не является. А потому и создавать комиссию не понадобится.

А вот если у предпринимателя есть хотя бы один сотрудник, он уже считается работодателем и, значит, формально появляется обязанность проводить специальную оценку. То же самое касается и организации, в которой числится, например, один директор, работающий на условиях найма (п. 2 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Этот единственный сотрудник и будет входить в состав комиссии, которую требуется сформировать. Ведь минимальное число участников комиссии законом не установлено. Оговорено лишь, что их должно быть нечетное количество (п. 1 ст. 9 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Когда единственным сотрудником является директор, он и будет возглавлять комиссию по проведению спецоценки, так как является органом управления организации, исполняющим обязанности работодателя в трудовых отношениях (п. 4 ст. 9 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗч. 8 ст. 20 ТК РФ).

Главбух советует: в частных разъяснениях специалисты Роструда разрешают не формировать комиссию по проведению спецоценки условий труда, если в организации только один сотрудник.

Ведь комиссию создают именно для того, чтобы ее участники совместно принимали решение. А один человек принимает решение единолично. И потому формировать комиссию смысла нет. Но отметим, что в законе об этом прямо не сказано, официальных разъяснений ведомства также нет. Чтобы избежать лишних споров с проверяющими, проще все же издать приказ о проведении специальной оценки, в котором следует описать состав комиссии.

Если же для выполнения функций службы охраны труда организация привлекает специалистов по гражданско-правовому договору, то данные люди также будут входить в состав комиссии. А возглавлять комиссию опять же будет директор – сотрудник организации. Об этом сказано в пунктах 13 и 4 статьи 9 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Комиссия определяет перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест (п. 5–7 ст. 9 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Аналогичные рабочие места

Аналогичными признают рабочие места, которые одновременно имеют следующие признаки:

  • профессии или должности одного наименования;
  • выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
  • использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • работа в одном или нескольких однотипных помещениях;
  • использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте;
  • одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

Такие правила установлены статьей 9 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

При выявлении аналогичных рабочих мест специальную оценку условий труда достаточно провести в отношении 20 процентов от общего числа рабочих мест, но не менее чем двух. Затем полученные результаты можно применять ко всем выявленным аналогичным рабочим местам.

На аналогичные рабочие места заполняют одну карту специальной оценки условий труда и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников.

Если в ходе проведения специальной оценки условий труда выявят хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует признакам аналогичности, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, то специальную оценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.

Об этом говорится в статье 16 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Ситуация: можно ли признать аналогичными рабочие места, созданные в разных подразделениях. Общие характеристики рабочих мест и характер работ совпадают

Ответ на этот вопрос зависит от конкретных обстоятельств дела.

Для признания рабочих мест аналогичными необходима идентичность всех факторов, указанных в статье 9 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Если все характеристики рабочих мест, созданных в разных подразделениях, совпадают, то их можно признать аналогичными. Однако стоит учитывать, что сотрудники могут использовать разное оборудование (например, компьютеры с разными дисплеями или системными блоками), у них могут отличаться характеристики микроклимата (температура, влажность, скорость движения воздуха), на их рабочих местах могут быть различная освещенность, пульсация источников освещения и т. п.

С учетом указанного принять окончательное решение о признании аналогичными рабочих мест, созданных в разных подразделениях, должна комиссия с учетом действующих в организации опасных и вредных производственных факторов и характеристик трудового процесса на оцениваемых рабочих местах.

Ситуация: что брать в расчет общего числа рабочих мест: фактическое число сотрудников или количество единиц по штатному расписанию

Лучше брать то количество рабочих мест, которое соответствует числу единиц по штатному расписанию. Именно от этого числа надо считать 20 процентов, в отношении которых достаточно провести специальную оценку условий труда при выявлении аналогичных рабочих мест.

Законодательно этот вопрос не урегулирован, поэтому окончательное решение об этом должна принять комиссия.

Принимая решение, необходимо учитывать следующее. С одной стороны, при проведении специальной оценки исследуют и анализируют условия труда конкретного сотрудника. Ведь цель спецоценки – выявить вредные и опасные факторы на конкретном рабочем месте во время работы. При этом учитывается производственное оборудование, материалы и сырье, которые использует сотрудник на рабочем месте. Это следует из статей 10 и 12 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. То есть идентификация вредного и (или) опасного фактора предполагает присутствие человека на рабочем месте.

Но вместе с тем, если сразу не провести оценку рабочих мест, которые числятся в штатном расписании, но пока вакантны, то это придется сделать, когда на данные вакансии возьмете человека. Поэтому решить, включать в общее число для спецоценки те или иные рабочие места, должна специальная комиссия с учетом целесообразности. Например, если в штатном расписании предусмотрены вакантные рабочие места, на которые в ближайшее время планируется принять сотрудников, то имеет смысл включить данные рабочие места в число мест для спецоценки.

Порядок проведения спецоценки условий труда

Специальную оценку условий труда проводят в соответствии с Методикой, которую утверждает Минтруд России. Периодичность проведения оценки: не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено законодательством РФ. Указанный срок исчисляют со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Об этом говорится в статье 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Перечень нормативных документов, которые содержат требования к рабочим местам, и параметры, измеряемые при специальной оценке, приведены в таблице.

К некоторым рабочим местам применяется особый порядок проведения специальной оценки условий труда. Перечень таких рабочих мест утвержден постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 № 290. А сам порядок проведения специальной оценки утвержден отдельными приказами Минтруда России в зависимости от специфики рабочих мест:

По каким рабочим местам проводится специальная оценка Реквизиты нормативного акта
рабочие места сотрудников, трудовая функция которых состоит в подготовке к спортивным соревнованиям и участии в соревнованиях по определенному виду или видам спорта приказ Минтруда России от 01.06.2015 № 335н
рабочие места членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов приказ Минтруда России от 18.05.2015 № 301н
рабочие места отдельных категорий медицинских работников и перечня медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда приказ Минтруда России от 24.04.2015 № 250н
рабочие места, на которых предусматривается пребывание сотрудников в условиях повышенного давления газовой и воздушной сред приказ Минтруда России от 19.02.2015 № 102н
рабочие места водолазов, а также сотрудников, непосредственно проводящих кессонные работы приказ Минтруда России от 18.02.2015 № 96н
рабочие места сотрудников радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, занятых на работах с техногенными источниками ионизирующих излучений приказ Минтруда России от 27.01.2015 № 46н
рабочие места сотрудников, занятых на подземных работах приказ Минтруда России от 09.12.2014 № 996н

Результаты проведенных исследований (испытаний, измерений) оформляют протоколами в отношении каждого из вредных и (или) опасных производственных факторов, которые подвергнуты таким операциям.

По результатам таких исследований (измерений) эксперт относит условия труда на рабочих местах к соответствующим классам (подклассам).

Такой порядок предусмотрен статьями 11–14 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Ситуация: нужно ли проводить специальную оценку условий труда, если на 1 января 2014 года в организации провели аттестацию рабочих мест

В общем случае не нужно.

Если до 1 января 2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то в общем порядке специальную оценку условий труда в отношении таких рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Результаты данной аттестации можно использовать для целей специальной оценки условий труда. То есть если в организации плановую аттестацию проводили, к примеру, в 2013 году, то условия труда нужно будет оценить по новым правилам только в 2018 году. Исключением являются случаи, когда у работодателя возникнет необходимость провести внеплановую оценку (п. 1 ст. 17 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Кроме того, работодатель вправе по собственной инициативе провести специальную оценку условий труда и до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест. Например, если захочет пересмотреть гарантии сотрудникам с вредными и опасными условиями труда и предоставить их в соответствии с новым порядком.

Об этом говорится в пункте 4 статьи 27 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Поэтапная специальная оценка условий труда

В отношении некоторых рабочих мест специальная оценка может проводиться поэтапно. Это рабочие места:

  • сотрудников, чьи профессии, должности и специальности не включены в списки, с учетом которых назначается досрочная страховая пенсия по старости;
  • условия труда на которых не признаны вредными или опасными.

Завершить поэтапную спецоценку нужно до 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Поэтапность предполагает проведение спецоценки в отношении не всех рабочих мест сразу, а только их части. Перечень таких рабочих мест определяет комиссия.

Внеплановая спецоценка условий труда

Внеплановую специальную оценку условий труда проводят, если:

  1. введены в эксплуатацию вновь организованные рабочие места;
  2. работодатель получил предписание государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  3. изменен технологический процесс, заменили производственное оборудование, которое способно оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на сотрудников;
  4. изменился состав применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на сотрудников;
  5. изменены применяемые средства индивидуальной и коллективной защиты, способные оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на сотрудников;
  6. на рабочем месте произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявлено профессиональное заболевание, причинами которого явилось воздействие на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  7. есть мотивированные предложения выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа сотрудников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Внеплановую специальную оценку условий труда проводят на соответствующих рабочих местах в течение 12 месяцев со дня наступления случаев из пунктов 1 и 3. Если же речь об обстоятельствах из пунктов 24–7, то внеплановую спецоценку проводят в течение шести месяцев с даты соответствующих обстоятельств.

Если поменялась фамилия (имя, отчество) работодателя-предпринимателя либо произошла реорганизация работодателя и при этом не наступили события из пунктов 3–5 и 7, спецоценку можно не проводить.

Об этом сказано в статье 17 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Ответственность

Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах является нарушением требований охраны труда. Если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет являться нарушением требований охраны труда.

За такое нарушение предусмотрена административная ответственность в виде:

– предупреждения или штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб. – для должностных лиц;
– штрафа от 5000 до 10 000 руб. – для предпринимателей;
– штрафа от 60 000 до 80 000 руб. – для организаций.

За повторное нарушение предусмотрено наказание в виде:

– штрафа в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до трех лет – для должностных лиц;
– штрафа от 30 000 до 40 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток – для предпринимателей;
– штрафа от 100 000 до 200 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток – для организаций.

Такая ответственность предусмотрена статьей 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Методика проведения специальной оценки условий труда

Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н. Она устанавливает требования к процедурам, которые должна выполнить организация, оказывающая услуги по проведению спецоценки. Согласно части I Методики к таким процедурам относятся:

Классы условий труда

Условия труда по степени вредности и опасности подразделяют на четыре класса:

  • 1-й класс – оптимальные условия труда. К нему относят условия труда, при которых воздействие на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, а также создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности сотрудника;
  • 2-й класс – допустимые условия труда. Это такие условия, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены);
  • 3-й класс – вредные условия труда. Сюда относят такие условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами условий труда;
  • 4-й класс – опасные условия труда. Речь идет об условиях труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.

В свою очередь 3-й класс вредных условий имеет следующие подклассы:

  • подкласс 3.1 – вредные условия труда 1-й степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов и увеличивается риск повреждения здоровья;
  • подкласс 3.2 – вредные условия труда 2-й степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной работы в таких условиях: 15 и более лет;
  • подкласс 3.3 – вредные условия труда 3-й степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
  • подкласс 3.4 – вредные условия труда 4-й степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Об этом говорится в статье 14 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Классификатор вредных и опасных факторов приведен в приказе Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.

Эксперт организации, которая проводит спецоценку, может снизить в ходе ее проведения установленный класс или подкласс условий труда на рабочем месте, если сотрудник применяет средства индивидуальной защиты, прошедшие обязательную сертификацию. Методика снижения класса условий труда при применении СИЗ утверждена приказом Минтруда России от 05.12.2014 № 976н.

Оформление результатов

Специализированная организация, которая оказывает услуги по проведению специальной оценки условий труда, составляет отчет о ее проведении (ст. 15 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по его заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.

Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывают все члены комиссии, а утверждает ее председатель. Каждый член комиссии, который не согласен с результатами оценки, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагают к этому отчету.

Работодатель обязан ознакомить работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под подпись. Сделать это нужно в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда, не позже. В этот срок не входят периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, а также периоды междувахтового отдыха.

Такой порядок предусмотрен статьей 15 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Важно: срок утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда Законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ не установлен. А вот для уведомления организации, проводившей спецоценку, срок есть – работодатель должен это сделать любым доступным способом в течение трех рабочих дней с даты, когда утвержден отчет о специальной оценке. Также в течение трех рабочих дней работодатель направляет организации-оценщику копию отчета о спецоценке заказным письмом с уведомлением о вручении либо электронным документом, подписанным квалифицированной электронной подписью. Таковы требования пункта 5.1 статьи 15 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Использование результатов оценки

Результаты специальной оценки можно использовать, в частности, чтобы:

Так предусмотрено статьей 7 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Отражение результатов спецоценки

Сведения о специальной оценке условий труда отразите в таблице 5 формы 4-ФСС, утвержденной приказом ФСС России от 26 сентября 2016 № 381.

Подробнее о том, как это сделать, см. Как составить и сдать расчет по форме 4-ФСС.

Финансирование расходов на спецоценку

Расходы на специальную оценку можно зачесть в счет уплаты взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Причем профинансировать за счет ФСС России можно и другие мероприятия по улучшению условий труда (медосмотры, покупка СИЗ, лечебно-профилактическое питание и пр.). Для этого в ФСС России надо подать специальный пакет документов. В частности, это заявление и план финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению травматизма.

Далее ФСС России будет решать, вправе организация использовать взносы на улучшение условий труда или нет.

Решение положительное? Тогда об использовании страховых взносов на финансирование профилактики травматизма и профзаболеваний нужно сдавать ежеквартальные отчеты. Их представляйте одновременно с расчетами по форме 4-ФСС.

Подробнее об этом см. На какие цели можно расходовать суммы начисленных взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

О том, как коммерческой организации учитывать расходы на спецоценку, см. Как отразить в бухучете и при налогообложении затраты на проведение специальной оценки условий труда.

http://usn.1gl.ru/#/document/11/16731/

Зарегистрируйтесь или войдите через соц.сети!

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙДИТЕ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ:
Зарегистрироваться
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.