В каких случаях может потребоваться увеличить уставный фонд

488

Вопрос

Вопрос об увеличении уставного фонда муниципального предприятия. Согласно абз.2 п.3 ст.12 Федерального закона от 14.11.2002г. № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях" размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем одну тысячу МРОТ, установленных федеральным законом на дату гос.регистрации муниципального предприятия. Наше предприятие, МУП "Производственное предприятие тепловых сетей" зарегистрировано Постановлением главы администрации города Комсомольска-на-Амуре от 03.03.1992г. № 236 «О государственной регистрации Производственного предприятия тепловых сетей». Размер уставного фонда с момента регистрации по настоящее время составляет 92 312 руб. Подпадает ли мы под действие вышеуказанного закона, учитывая, что на дату регистрации размер уставного капитала соответствовал требованиям данной статьи? Необходимо ли нам увеличивать уставный капитал до 100 000 руб.?

Ответ

Да, необходимо.

Прямой нормы о пересмотре уставного фонда МУП действующее законодательство РФ не содержит. Однако в статье 12 Закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ указано, что размер уставного фонда МУП не должен быть ниже 1000 МРОТ. С 1 июля 2000 г. Федеральным Законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ был увеличен МРОТ с 83,49 руб. до 100 руб. Следовательно, МУП должен был привести минимальный размер уставного фонда в соответствии с новым МРОТ, т.е. до размера 100 000 руб.

Поэтому собственнику предприятия нужно принять решение об увеличении уставного фонда до 100 000 руб. В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального Закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ увеличить уставный фонд можно двумя способами:

- за счет дополнительно передаваемого собственником имущества;

- за счет доходов, полученных в результате деятельности предприятия.

Причем решение об увеличении уставного фонда муниципального предприятия может быть принято собственником его имущества только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности такого предприятия за истекший финансовый год.

Обоснование

Справочная информация: Уставный (складочный) капитал (паевой фонд) коммерческой организации

Организационно-правовая форма Название первоначального капитала Требования к минимальному размеру первоначального капитала Основание
Полное товарищество Складочный капитал п. 2 ст. 70 ГК РФ
Товарищество на вере Складочный капитал п. 2 ст. 83 ГК РФ
Общество с ограниченной ответственностью Уставный капитал Не менее 10 000 руб.* п. 1 ст. 14 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ
Акционерное общество Уставный капитал Не менее 1000 МРОТ
(100 000 руб.)*
ст. 26 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ
Производственный кооператив Паевой фонд
(состоящий из паевых взносов)
* ст. 10 Закона от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ,
ст. 35 Закона от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ
Государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения Уставный фонд Не менее 5000 МРОТ
(500 000 руб.)*
п. 3 ст. 12 Закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ
Муниципальное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения Уставный фонд Не менее 1000 МРОТ
(100 000 руб.)*
п. 3 ст. 12 Закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ
Казенное унитарное предприятие Уставный фонд не формируется п. 5 ст. 12 Закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ

Из рекомендации Владислава Добровольского, кандидата юридических наук, руководителя корпоративной практики Юридической группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы), Виталия Перелыгина, эксперта ЮСС «Система Юрист», Анзора Ганижева, кандидата юридических наук, директора юридического департамента ООО «Страховая компания "ОРАНТА"» (до 2015 года – начальник юридического отдела ФГУП «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские»)

В каких случаях и в какой форме может проводиться увеличение уставного фонда унитарного предприятия

Нередко возникают ситуации, когда государственному или муниципальному унитарному предприятию (далее – предприятие) требуется увеличить уставный фонд. Юристу предприятия важно знать, при каких условиях и в каких формах это можно сделать. Кроме того, юристу необходимо учитывать особенности всех этапов процедуры увеличения уставного фонда: от принятия решения собственником имущества предприятия до подачи документов в налоговый орган. Наконец, нужно помнить о риске: суд может признать увеличение уставного фонда несостоявшимся. Это может произойти, например, в случае, если решение об увеличении уставного фонда примет неуполномоченный орган либо если в налоговую инспекцию будут поданы не все документы, необходимые для регистрации.

Внимание! Выводы, приведенные в настоящей рекомендации, не распространяются на казенные предприятия

Увеличить уставный фонд можно только в предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения. В казенном предприятии (т. е. предприятии, основанном на праве оперативного управления) уставный фонд не формируется (п. 5 ст. 12 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»; далее – Закон об унитарных предприятиях). Следовательно, и увеличить его невозможно.

В каких случаях может потребоваться увеличить уставный фонд унитарного предприятия

Увеличение уставного фонда может потребоваться для достижения следующих целей:

  • повысить репутацию предприятия перед контрагентами как надежного и платежеспособного участника рынка;
  • получить лицензию. Например, для получения лицензии на производство этилового спирта необходим уставный фонд в размере не менее чем 10 млн руб. (п. 9 ст. 8подп. 9 п. 1 ст. 19Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»);
  • принять участие в конкурсах, выставках, инвестиционных проектах, тендерах, организатор которых устанавливает требования к размеру уставного фонда участника мероприятия;
  • увеличить максимальную сумму сделок, которые предприятие сможет совершать без соблюденияправил о крупных сделках. Другими словами, после увеличения уставного фонда сделки, считавшиеся ранее крупными, могут перестать быть таковыми. Следовательно, при их совершении не нужно будет получать согласие собственника имущества предприятия, что позволит упростить и ускорить процесс заключения договоров с контрагентами;
  • <…>
  • преобразовать предприятие в ОАО при осуществлении приватизации.
  • увеличится предусмотренный законом минимальный размер уставного фонда;
  • закон будет предусматривать обязанность привести устав предприятия в соответствие с новыми правилами.
  • для государственного предприятия – 500 тыс. руб.;
  • для муниципального предприятия – 100 тыс. руб.

Обоснование

По закону минимальный размер уставного фонда унитарного предприятия рассчитывается на основании минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного на дату госрегистрации предприятия (п. 3 ст. 12 Закона об унитарных предприятиях).

Базовая сумма, используемая для исчисления, с 1 января 2001 года составляет 100 руб. (ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»).

Следовательно, размер уставного фонда государственного предприятия, созданного после 1 января 2001 года, должен составлять не менее 500 тыс. руб., а муниципального предприятия, созданного после этой даты, – не менее 100 тыс. руб.

Унитарное предприятие создано до 1 января 2001 года. Уставный фонд предприятия в настоящее время не достигает минимально необходимого размера (500 тыс. руб. – для государственного предприятия, 100 тыс. руб. – для муниципального предприятия). Обязано ли предприятие увеличить уставный фонд до установленного законом размера

Нет, не обязано, если размер уставного фонда соответствовал требованиям закона, действовавшим на момент создания предприятия.

Например, если предприятие было создано до 2001 года и размер его уставного фонда не был меньше минимального размера, установленного законом в тот период времени, то в настоящее время увеличивать свой уставный фонд предприятие не обязано (постановление ФАС Уральского округа от 13 августа 2007 г. № Ф09-5634/07-С4 по делу № А60-34935/2006-С10).

Однако это все же имеет смысл сделать. Ведь размер уставного фонда напрямую связан с репутацией предприятия как надежного контрагента. Если размер уставного фонда меньше величины, установленной в настоящий момент законом, есть риск того, что третьи лица откажутся работать с таким «сомнительным» предприятием.

В каких формах может проводиться увеличение уставного фонда унитарного предприятия

Увеличение уставного фонда предприятия может осуществляться за счет (п. 2 ст. 14 Закона об унитарных предприятиях):

  • имущества, дополнительно передаваемого собственником. В частности, собственник может наделить предприятие деньгами, ценными бумагами, недвижимостью, другими вещами, имущественными правами и иными правами, имеющими денежную оценку;
  • доходов, полученных в результате деятельности предприятия.

Устанавливает ли закон максимальный размер уставного фонда унитарного предприятия

Конкретную сумму закон не предусматривает, однако устанавливает следующие правила.

Размер уставного фонда предприятия с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов такого предприятия (абз. 2 п. 3 ст. 14 Закона об унитарных предприятиях).

По закону стоимость чистых активов определяется на основании данных бухучета в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (абз. 3 п. 2 ст. 15 Закона об унитарных предприятиях). В настоящее время действует Порядок определения стоимости чистых активов, утвержденный приказом Минфина России от 28 августа 2014 г. № 84н (см. формулу расчета).

Как провести увеличение уставного фонда унитарного предприятия

Чтобы увеличить уставный фонд предприятия, необходимо совершить следующие действия:

  • принять решения об увеличении уставного фонда и о внесении в устав соответствующих изменений;
  • зарегистрировать внесенные в устав изменения.

Как принять решения, необходимые для увеличения уставного фонда

По закону решение об увеличении уставного фонда принимает собственник имущества предприятия, то есть Российская Федерация, ее субъект или муниципальное образование (п. 1 ст. 2п. 3 ст. 14Закона об унитарных предприятиях). Причем это решение принимается одновременно с решением о внесении в устав предприятия изменений, связанных с увеличением уставного фонда (п. 4 ст. 14 Закона об унитарных предприятиях).

Однако на практике порядок принятия таких решений, как правило, оказывается намного сложнее. Объясняется это, в первую очередь, тем, что сами по себе собственники имущества предприятия, являясь публично-правовыми образованиями, в торговом обороте участвовать не могут. Они действуют через своих представителей. Так, права собственника имущества предприятия осуществляют (абз. 23 п. 1 ст. 2 Закона об унитарных предприятиях):

О том, какие органы непосредственно осуществляют правомочия собственника имущества предприятия от имени Российской Федерации, ее субъекта или от имени муниципального образования, уточняется в иных актах.

Необходимо обратить внимание еще на два момента.

Во-первых, нужно проверить, была ли утверждена годовая бухгалтерская отчетность предприятия за истекший финансовый год. Дело в том, что только на основании данных такой отчетности собственник имущества предприятия будет вправе принять решение об увеличении уставного фонда (п. 3 ст. 14 Закона об унитарных предприятиях).

Бухгалтерскую отчетность федерального унитарного предприятия уполномочен утверждать орган исполнительной власти, в ведении которого предприятие находится (подп. «к» п. 1подп. «к» п. 1.1постановления Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия»; далее – Постановление о полномочиях).

Во-вторых, необходимо проанализировать порядок принятия решения об увеличении уставного фонда. Нужно определить, принимает ли орган, осуществляющий правомочия собственника имущества предприятия, такое решение самостоятельно или же решение принимается на основании предложения иного органа. Кроме того, необходимо установить, кто вправе вносить в устав предприятия изменения, связанные с увеличением уставного фонда.

Как зарегистрировать внесенные в устав изменения, связанные с увеличением уставного фонда

Процедура увеличения уставного фонда считается завершенной с момента госрегистрации внесенных в устав изменений (абз. 2 п. 4 ст. 14 Закона об унитарных предприятиях). Другими словами, именно со дня регистрации изменения, связанные с новым размером уставного фонда, вступают в силу для третьих лиц.

Регистрацию осуществляет ФНС России в лице своих территориальных органов (налоговых инспекций). Для проведения регистрации предприятие должно представить в инспекцию установленный законодательством комплект документов. Срок их подачи законом не определен. Это означает, что представить документы можно в любое время после принятия решения о внесении в устав изменений. Главное – соблюсти требования, которые предъявляются к составу документов и ихоформлению. В противном случае предприятию откажут в госрегистрации внесенных в устав изменений.

Совет

Перед тем как представить документы, имеет смысл проверить, осуществляет инспекция функции регистрирующего органа или нет. Дело в том, что в городах с численностью населения не менее 1 млн человек могут быть созданы единые регистрационные центры (п. 3 приказа МНС России от 22 июля 2004 г. № САЭ-3-09/436@). Если в городе создан единый регистрационный центр, то другие городские инспекции, как правило, регистрацию не осуществляют. Например, в Москве регистрирующим органом (единым регистрационным центром) является МИФНС России № 46 по г. Москве. Именно туда нужно подавать документы для регистрации изменений, связанных с увеличением уставного фонда.

В инспекцию требуется представить следующие документы (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; далее – Закон о государственной регистрации):

1) заявление о госрегистрации изменений по форме № Р13001, утвержденной приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@. Подлинность подписи заявителя (руководителя предприятия) на уведомлении необходимо засвидетельствовать в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации);

2) решение об увеличении уставного фонда и решение о внесении в устав соответствующих изменений;

3) устав предприятия в новой редакции либо изменения в уставе, оформленные в виде отдельного документа. Если предприятие представляет документы непосредственно в инспекцию или направляет их по почте, то устав (изменения в уставе) необходимо подать в двух экземплярах. Если же документы направляются в электронной форме через Интернет (например, через сайт ФНС России или единый портал государственных и муниципальных услуг), то устав (изменения в уставе) подается в одном экземпляре;

4) документ об уплате госпошлины в размере 800 руб.

Обоснование

Закон предусматривает, что за регистрацию внесенных в устав изменений уплачивается госпошлина в размере 20 процентов от размера пошлины, уплачиваемой за регистрацию предприятия при его создании (подп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Госпошлина за регистрацию юридического лица при его создании – 4000 руб. (подп. 1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Следовательно, госпошлина за внесение в устав изменений составляет 800 руб.

Налоговая инспекция регистрирует изменения в уставе в срок не более пяти рабочих дней со дня подачи документов (п. 1 ст. 8 Закона о государственной регистрации). Не позднее одного рабочего дня с момента регистрации инспекция выдает предприятию документы, подтверждающие факт внесения записи в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 11 Закона о государственной регистрации):

Если предприятие представило документы через Интернет, то лист записи ЕГРЮЛ, выписку и устав (изменения в уставе) инспекция направляет заявителю по e-mail в электронной форме. Причем устав (изменения в уставе) заверяется электронной подписью инспекции. По своему усмотрению предприятие может потребовать выдачи всех документов в письменном (бумажном) виде (п. 3 ст. 11,подп. «в» п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации).

Читайте в журнале "Зарплата"
    Подробнее >>>

    Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



    Ваша персональная подборка

      Школа

      Проверь знания

      Проверь знания в новой школе Зарплатоведа. Получи официальный документ

      Начать тест

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией



      © 1997–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

      Журнал «Зарплата» –
      Практический журнал для бухгалтеров о расчете зарплаты

      Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Зарплата». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
      информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
      Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62259 от 03.07.2015

      Политика обработки персональных данных 

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Зарегистрируйтесь и читайте дальше без ограничений!

      Журнал Зарплата

      «Зарплата» — профессиональный ресурс для бухгалтера. Читать без ограничений могут только зарегистрированные пользователи. Вам будут доступны:

      • • Новости по отчетности, налогам, взносам, пособиям и выплатам
      • • Статьи от ведущих экспертов и советы чиновников из ФНС, ПФР и ФСС
      • • Формы и образцы бухгалтерских и кадровых документов
      • • Бесплатная справочно-правовая система

      Подарок за регистрацию — бесплатный доступ к сервису "Контрольные соотношения для единого расчета по взносам".

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      ко всем материалам и сервисам на сайте
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль