Обязательно ли сообщать о вакансиях в Комитет по труду и занятости населения

796

Вопрос

Малое предприятие (ООО), с численностью 20-25 человек, согласно Постановления Правительство Кабардино-Балкарской Республики от 4 февраля 2015 г. № 14-ПП «Об организации совместной работы органов службы занятости и работодателей, направленной на повышение уровня занятости населения Кабардино-Балкарской Республики», ежемесячно до 28-го числа, а также по мере необходимости замещения вновь образовавшихся свободных рабочих мест, вакантных должностей направляет в центр занятости населения по месту нахождения организации извещение о потребности в работниках по форме согласно приложениям к настоящему Порядку. Вакантных должностей в организации нет уже достаточно длительный срок, а точнее не бывает и вовсе. Вопрос первый: Если вакантных должностей у нас нет вообще и не бывает, обязаны ли мы направлять в центр занятости вышеуказанное извещение о потребности в работниках (мы указываем, что вакантных должностей не имеем)?Вопрос второй: В извещении о потребности в работниках центр занятости принуждает так же указывать отсутствие вакантных должностей для инвалидов и несовершеннолетних граждан. Правомерны ли такие требования? И, грозит ли нам штраф, за то, что мы не указываем в извещении на то, что вакантных должностей для инвалидов и несовершеннолетних граждан не имеем? Квоты у нас на инвалидов нет.

Ответ

1. Да, обязаны. Все работодатели (в том числе и малые предприятия) обязаны предоставлять в Комитет по труду и занятости населения информацию обо всех вакансиях, а также о том, что вакансий нет (п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.91 № 1032–1).

Сообщать о вакансиях (или их отсутствии) организация должна ежемесячно, не позднее 5-го числа следующего месяца. Сдавать отчет рекомендуется по формам, утвержденным региональными подразделениями Службы занятости, но можно и в свободной.

До того, как подать отчет, следует зарегистрироваться в районном отделе занятости населения по месту регистрации организации в налоговом органе.

2. Да, правомерны, в извещении Комитета по труду и занятости населения следует указывать сведения и об отсутствии вакантных должностей для инвалидов и несовершеннолетних граждан.

3. Если пропустить срок, возможен штраф до 5 тыс. рублей (ст. 19.7 КоАП РФ).

Обоснование

Можно ли отказать в приеме на работу гражданам, входящим в категории населения, для которых предусмотрено квотирование рабочих мест. Организация расположена в г. Москве

Да, можно. Однако сделать это организация вправе только по объективной причине или когда квота выбрана полностью.

Ведь если среднесписочная численность сотрудников превышает пороговое значение, и нет объективной причины не нанимать гражданина, для которого предусмотрена квота, то его придется принять в штат. По-другому поступить работодатель не вправе (ч. 1 ст. 64 ТК РФ).

К объективным причинам отказа в приеме на работу относят, например, неподходящее образование соискателя, недостаточный опыт работы, отсутствие необходимой профессии, квалификации, медицинские противопоказания (п. 10 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2).

Давайте разберемся с существующим порядком.

Государственные гарантии

Квотирование рабочих мест установлено законодательно. Это дополнительная гарантия трудоустройства для инвалидов и молодежи. Разобраться в том, когда нужно применять квоту, поможет таблица.

Среднесписочная численность у работодателя Группы населения, для которых квота предусмотрена Как утверждают квоту Предельный размер квоты Основание
От 35 до 100 человек Инвалиды Местные власти вправе сами решить устанавливать квоту для приема или нет Не более 3 процентов среднесписочной численности персонала Часть 1 статьи 21 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ
От 100 человек Инвалиды и молодежь В субъектах РФ квоту устанавливают обязательно Больше 2 и меньше 4 процентов среднесписочной численности сотрудников Пункты 1 и 2статьи 13 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1,
часть 1 статьи 21 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ

В среднесписочной численности персонала для расчета квоты сотрудников с вредными и (или) опасными условиями труда не считайте. Главное, подтвердить тяжелые условия результатами специальной оценки условий труда (аттестации рабочих мест).

Это следует из положений статьи 21 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ.

Квоты в Москве

В Москве квотируют рабочие места при среднесписочной численности сотрудников более 100 человек (ч. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90). А значит, при меньшей среднесписочной численности предоставлять рабочие места по квоте не обязательно.

Квоты для приема на работу в Москве действуют для инвалидов и молодежи определенных категорий, перечисленных в части 1 статьи 2 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90. Так, например, квотирование предусмотрено для выпускников вузов в возрасте от 21 года до 26 лет, которые ищут работу впервые, для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Организации обязаны создавать или выделять квотируемые рабочие места самостоятельно за счет собственных средств. Рабочие места считают созданными, выделенными, если на них трудоустроены граждане, в отношении которых предусмотрена квота.

Такой порядок установлен частью 2 статьи 2, частью 2 статьи 4 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90, пунктами 2.62.7 постановления правительства г. Москвы от 4 августа 2009 г. № 742-ПП.

Вот как распределяется московская квота в 4 процента от среднесписочной численности сотрудников:

  • не менее 2 процентов – для трудоустройства инвалидов;
  • не более 2 процентов – для зачисления в штат молодежи определенных категорий.

При этом соотношение доли инвалидов к доле молодежи можно варьировать в сторону увеличения доли инвалидов, но только в пределах установленных 4 процентов. Об этом сказано в статье 3 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90.

Сведения для службы занятости

Работодатели обязаны ежемесячно представлять в службу занятости информацию:

  • об имеющихся вакансиях;
  • о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. Включая сведения о локальных нормативных актах, которыми это установлено;
  • о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 25 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1, пунктом 3 части 2 статьи 24 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ.*

Кроме того, в Москве организации, в которых среднесписочная численность сотрудников составляет более 100 человек, обязаны ежеквартально предоставлять в Центр квотирования рабочих мест сведения о выполнении установленной квоты по форме № 1-квотирование (ч. 4 ст. 4 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90п. 2.9 положения, утвержденногопостановлением правительства Москвы от 4 августа 2009 г. № 742-ПП).

Ответственность

Внимание: за нарушение требования о выделении квот и в случаях необоснованного отказа в приеме на работу работодателя привлекут к административной ответственности.

А именно к штрафу:

  • от 30 000 до 50 000 руб. – для организаций;
  • от 3000 до 5000 руб. – для должностных лиц, например руководителя.

Такие меры ответственности предусмотрены статьей 5 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90 и статьей 2.2 Закона от 21 ноября 2007 г. № 45.

Вместе с тем за нарушение прав инвалидов при их трудоустройстве предусмотрена административная ответственность на федеральном уровне. За это должностных лиц организации штрафуют в размере от 5000 до 10 000 руб. (ст. 32 Закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ).*

Если организация не создает квотируемые места для молодежи, законодательством предоставляется альтернатива. В этом случае необходимо ежемесячно платить в бюджет г. Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения. Размер прожиточного минимума определяют на день уплаты указанной стоимости. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 3 статьи 2 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 г. № 90.

ЗАКОН ОТ 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»

Статья 25. Содействие работодателей в обеспечении занятости населения

1. Работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе:*

соблюдения условий договоров, регулирующих трудовые отношения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

реализации мер, предусмотренных трудовым законодательством, коллективными договорами и соглашениями по защите работников в случае приостановки производства или увольнения работников;

оказания помощи в трудоустройстве, прохождении профессионального обучения, получении дополнительного профессионального образования и предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи увольняемым работникам за счет средств работодателей;

создания условий для профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, в том числе женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Суммы средств, затраченных работодателями на эти цели, учитываются в составе расходов в порядке и на условиях, которые установлены законодательством о налогах и сборах;

разработки и реализации мероприятий, предусматривающих сохранение и рациональное использование профессионального потенциала работников, их социальную защиту, улучшение условий труда и иные льготы;

соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов;*

трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан;

привлечения трудовых ресурсов в субъекты Российской Федерации, включенные в перечень субъектов Российской Федерации, утвержденный Правительством Российской Федерации.

2. При принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее чем за два месяца, а работодатель - индивидуальный предприниматель не позднее чем за две недели до начала проведения соответствующих мероприятий обязаны в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

При введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий.

3. Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости:

сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;

информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

3.1. Работодатели обеспечивают полноту, достоверность и актуальность информации о потребности в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, размещаемой в системе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.*

5. При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу. В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель делает в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину.

6. Запрещается распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей сведения о каком бы то ни было прямом или косвенном ограничении прав или об установлении прямых или косвенных преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами (информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера).Лица, распространяющие информацию о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащую ограничения дискриминационного характера, привлекаются к административной ответственности, установленной законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Работодатель и служба занятости: как избежать конфликта

Каждый работодатель сталкивается со специалистами органов службы занятости. Обычно он сам обращается к ним: когда за помощью в поиске новых сотрудников, а когда по обязанности. Но в последнее время все чаще представители службы занятости приходят к работодателям сами – с проверками. С чем связано учащение контрольных мероприятий и какие меры позволят работодателям минимизировать риск быть наказанным, «ТС» обсудили с Ивановой Анной Андреевной, руководителем трудовой практики адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры».

– Должны ли филиалы ежемесячно представлять в центр занятости информацию о наличии вакантных мест и выполнении квоты для приема на работу инвалидов?

– Ответ на этот вопрос можно найти в судебной практике. Московский городской суд в своем определении от 18.04.2011 по делу № 33-11385разъяснил, что руководители структурных подразделений выполняют функции работодателей и имеют все необходимые полномочия. Как следствие, на них возлагается обязанность по уведомлению органов службы занятости.

– Каким должно быть содержание обращений работодателей? Какие ошибки они допускают?

– Обращения работодателей должны содержать всю необходимую информацию, которая перечислена в заявлениях. Форма «Сведения о высвобождаемых работниках» для уведомления московских органов службы занятости размещена на интернет-сайте департамента труда и занятости города Москвы. К сожалению, в правовых базах эту форму найти не удастся. Работодателям г. Санкт-Петербурга следует пользоваться формой, утвержденной распоряжением Комитета по труду и занятости населения Правительства Санкт-Петербурга от 17.09.2010.*

Заполняя обращения в службу занятости, работодатели допускают типичные ошибки – не представляют полные сведения намеренно, по невнимательности или по другим причинам. Но бывают и исключительные случаи. Недавно мы заполняли форму уведомления в отношении организации, подлежащей ликвидации. Поскольку увольнению по соответствующему основанию подлежали все работники компании, включая генерального директора, то последний отказался представить нам сведения об образовании работников, которые необходимо было отразить в уведомлении. Но так как мы не хотели пропускать срок уведомления, а получить недостающие сведения не представлялось возможным, то к уведомлению мы приложили сопроводительное письмо, разъяснив в нем причину незаполнения графы «Образование».

Ответственность за непредоставление сведений установлена КоАП РФ в виде предупреждения или штрафа. Чаще всего подобные нарушения выявляются в ходе проверок, которые проводят органы службы занятости.*

Здесь также важно помнить о том, что если руководитель компании является временно пребывающим иностранным гражданином и на него налагается любое административное взыскание более двух раз в течение трех лет, то органы исполнительной власти могут запретить ему въезд на территорию России. Вывод: обязанности по представлению информации в госорганы должны быть четко распределены в компании и зафиксированы в приказе. Полагаю, что ответственность за своевременное представление информации в органы службы занятости должны нести работники кадрового отдела.

– Что представляют собой проверки работодателей службами занятости? С чем связано учащение их проведения?

– Проверки работодателей органами службы занятости проходят в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Их учащение связано прежде всего с тем, что работодатели не выполняют своих обязательств по выделению квот для инвалидов и не представляют ежемесячных сведений о наличии вакантных мест – это наиболее частые нарушения.

Каждая организация уже в последние дни календарного года может узнать, будут ли ее проверять в следующем году. Список проверяемых компаний размещается на интернет-сайте Генпрокуратуры РФ. Если вы обнаружили себя в этом списке, то к проверке стоит подготовиться заранее – посмотреть имеющиеся документы, проанализировать законодательство, которое могло измениться за последние три года.

Проверки бывают документарными и выездными. В первом случае организацию попросят направить ряд документов в орган службы занятости. Она имеет право не представлять ни их оригиналы, ни нотариально удостоверенные копии – достаточно обычных копий, заверенных печатью организации и подписью должностного лица.

В случае выездной проверки инспектор ознакомится с документами компании по месту ее нахождения. Здесь следует помнить о следующем. Перед проведением проверки организация должна получить из службы занятости составленное по типовой форме распоряжение, в котором указываются лица, уполномоченные проводить проверку, сроки проверки и документы, которые необходимо представить. Инспектор должен иметь при себе служебное удостоверение. И компании целесообразно до начала проверки запросить у него удостоверение, уточнить в органе занятости, действительно ли он направлялся в компанию. В последнее время участились случаи мошенничества, когда в компанию с проверкой приходят посторонние люди и предлагают «договориться» в отношении выявленных нарушений. Связано это с тем, что список проверяемых организаций размещен в открытом доступе.

В этом году мы участвовали в подготовке ряда компаний к предстоящим проверкам органами службы занятости, и по итогам уже проведенных проверок можно отметить положительные результаты. Инспекторы, видя добросовестное отношение компании к законодательно установленным требованиям, стараются не затягивать с проверкой, а в случае обнаружения недочетов выносят предписания об их устранении, ставя при этом разумные сроки.

– Как не должен вести себя работодатель в процессе таких проверок? Какие ошибки чаще всего допускаются?

– Следует помнить, что инспекторы выполняют свои трудовые обязанности. Если в компании проводится выездная проверка, то им следует выделить нормальное рабочее место и оказать содействие при возникновении каких-либо вопросов. Многие работодатели агрессивно относятся к проверкам, в этом и заключается их главная ошибка.

Не стоит также представлять инспекторам документы, оформленные «задним числом» и специально подготовленные в ходе проверки. В большинстве случаев подделки выявляются, и даже если это не повлияет на решение инспектора по конкретному вопросу, то общее впечатление о компании будет испорчено.

Стоит учитывать и то, что инспекторы выносят предписания об устранении нарушений. То есть общение компании с органом занятости будет продолжено после завершения проверки, а успех зависит не только от того, что написано на бумаге, но и от хорошего человеческого общения.

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Школа

Проверь знания

Проверь знания в новой школе Зарплатоведа. Получи официальный документ

Начать тест

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Рассылка



© 1997–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Зарплата» –
Практический журнал для бухгалтеров о расчете зарплаты

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Зарплата». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-54794 от 17.07.2013


  • Мы в соцсетях
Формы и образцы документов доступны бесплатно после регистрации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль