Какой должна стать пенсионная система России

12 ноября 2012 355
1 ноября официально завершился срок обсуждения Стратегии развития пенсионной системы, предложенной Правительством РФ. О путях решения проблемы нарастающего дефицита средств, связанного с изменением демографической ситуации, а также о способах их решения рассказал заместитель секретаря Генерального совета партии «Единая Россия» А. Исаев.

Он напомнил, что основная проблема, вставшая перед Пенсионным фондом, –— нарастающий дефицит средств, связанный с изменением демографической ситуации: возрастает доля пенсионеров по отношению к доле работающих, и, по прогнозам, к 2030 году на одного работающего будет приходиться один пенсионер. Это означает, что если государство хочет не только сохранять нынешний уровень пенсионного обеспечения, но и увеличивать его, оно должно изыскать дополнительные источники и ресурсы развития пенсионной системы.

Для решения проблемы Правительство РФ могло пойти тремя путями.

Первый, который предлагали представители финансово-экономического блока и либеральные эксперты, фактически означал переложение тяжести переходного периода на пенсионеров и работников — это повышение пенсионного возраста, запрет работающим пенсионерам получать пенсию целиком или частично, отказ от индексации пенсий в жесткой привязке к инфляции, перевод молодых работников исключительно на рельсы накопительной системы и сокращение гарантий государства перед ними.

Второй — увеличение фискальной нагрузки на работодателей за счет роста страховых взносов. Этот путь означал бы и ухудшение инвестиционного климата, и создание препятствий для роста заработной платы.

Третий путь — оптимизация самой пенсионной системы, восстановление в ней нормальной страховой дисциплины, мобилизация внутренних ресурсов. Именно этот путь предложило правительство.

О мобилизации каких ресурсов идет речь? Среди прочих предложений правительства, четыре являются ключевыми.

Первое предложение — отказ от льгот, установленных на взносы в ПФР. Льготы, которые государство устанавливает для налоговых отчислений, в данном случае неуместны, ведь речь идет о создании страховой системы, в соответствии с которой объем пенсии, получаемой человеком в будущем, пропорционален объему средств, отчисляемых за него в настоящем. Это значит, что если за кого-то недоплачиваются взносы, то страдать в результате будут все, в том числе и те, за кого взносы уплачены в полном объеме. Оптимальной выглядит ситуация с предприятиями, использующими труд инвалидов. Они не имеют льгот по уплате страховых взносов, но государство напрямую своими дотациями возмещает этим предприятиям возникающий ущерб в связи с ростом тарифов. Вероятно, подобным образом можно действовать и в отношении других категорий, которые государство хотело бы поддержать — не устанавливать льготы там, где они нарушают страховые принципы, а поддерживать прямыми дотациями.

Второе предложение — решение проблемы с самозанятыми, из которых на сегодняшний день 2,9 млн самозанятых являются плательщиками в ПФР, а зарегистрированных самозанятых — около 4 млн человек. Наибольшее внимание приковали к себе адвокаты и нотариусы, но адвокатов — всего 64 000, нотариусов — 8000. Основная масса самозанятых – это индивидуальные предприниматели. Сейчас они платят в ПФР 26% минимального размера оплаты труда — чуть больше 1000 руб. в месяц. Выйдя на пенсию, они будут иметь право получать никак не меньше 6000 руб. в месяц. Совершенно очевидно, что возникает диспропорция. Самозанятые должны платить взносы адекватные тому, что в дальнейшем получат из Пенсионного фонда. Если они будут платить взнос в солидарную часть, обеспечивающий выплату пенсий нынешним пенсионерам, то в будущем сами смогут претендовать на базовый размер пенсии. Что касается остальных взносов, дискуссия показала, что есть развилка: либо самозанятые участвуют в полном объеме в системе государственного пенсионного страхования, то есть платят полноценные взносы и затем рассчитывают на полноценную пенсию, либо создают собственные корпоративные пенсионные фонды и платят туда, либо откладывают на старость в каком-либо ином виде. Окончательное решение по этому вопросу еще предстоит принять.

Третье предложение — решение проблемы с досрочными пенсиями. Сегодня треть работников уходит на пенсию досрочно из-за вредных и опасных условий труда. В связи с этим правительство предложило то, к чему комитет Госдумы по труду и социальной политике призывал уже неоднократно: ввести дополнительные взносы с работодателей, у которых существуют вредные производства. Сама по себе необходимость таких взносов сегодня никем не оспаривается. Спор ведется об их размерах и последовательности введения. Благодаря этим взносам работодатели всерьез займутся обновлением производств, устранением факторов вредности и опасности. Кроме того Стратегия развития пенсионной системы включает в себя еще одно предложение: в том случае, если работодатели той или иной отрасли создадут собственную корпоративную систему, в которой застрахуют своих работников, досрочно выходящих на пенсию, дополнительные обязательные взносы в общегосударственный Пенсионный фонд для этих работодателей будут отменены. Важно, что эта корпоративная система даст предпринимателям конкретной отрасли длинные деньги, которые помогут им, в том числе, развивать собственные производства.

Четвертое предложение, вызывающее наибольшие споры, — решение проблемы с накопительной частью пенсии. Уже практически никем не оспаривается, что рано или поздно накопительная часть должна быть выведена из системы обязательного пенсионного страхования и стать добровольной. Спор ведется о том, каким образом это будет сделано и в какие сроки. Судьба накопительной части пенсии станет одной из центральных тем обсуждения на предстоящих парламентских слушаниях. Комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов и комитет Госдумы по бюджету и налогам поддержали предложение правительства, изложенное в Стратегии, сократить в структуре взносов в Пенсионный фонд отчисления на накопительную часть пенсии с 6% до 2% от фонда оплаты труда, передав высвободившиеся 4% в страховую (солидарную) часть пенсии.

Общественная дискуссия, развернувшаяся вокруг проекта Стратегии развития пенсионной системы, уже дает свои плоды. Так, например, отвергнуто поспешно сделанное предложение установить нормативный стаж для получения максимального размера пенсии 40 лет. Это привело бы к скрытому повышению пенсионного возраста для значительной части работников. Президент предложил другой вариант — 35 лет. В обществе обсуждается и иной срок — 30 лет. Уже очевидно, что в данном случае Стратегия претерпит изменения. Правительство подтвердило, что отказывается и от своей идеи ограничить право на получение пенсии высокооплачиваемым работающим пенсионерам. Все работающие пенсионеры в ближайшем будущем сохранят свои пенсии в полном объеме. Продолжает обсуждаться вопрос о том, как государство будет стимулировать накопительную систему, когда она станет исключительно добровольной. Уже все участники дискуссии склонились к тому, что государственная поддержка добровольных накоплений должна быть сохранена и после того, как в рамках обязательного пенсионного страхования накопительного элемента не останется. Например, предлагается продлить программу государственного софинансирования добровольных отчислений на накопительную пенсию («тысяча на тысячу») до 20 лет (вместо нынешних 10).

По материалам сайта партии «Единая Россия»

Есть вопрос? Наши эксперты помогут за 24 часа! Получить ответ Новое



Подписка на новости

Законодательство меняется чаще, чем вы заходите на наш сайт! Чтобы не пропустить ни одной важной новости, подпишитесь на ежедневную новостную рассылку. Это бесплатно.

Школа

Проверь знания

Проверь знания в новой школе Зарплатоведа. Получи официальный документ

Начать тест

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией


Опрос

Как вы считаете аванс по заработной плате?

  • 40% от оклада 34.65%
  • 50% от оклада 19.3%
  • Определяем фактическую зарплату за первую половину месяца 33.86%
  • 43,5% процента от оклада 2.93%
  • другим способом 9.26%
Другие опросы

Рассылка



© 1997–2017 ООО «Актион бухгалтерия»

Журнал «Зарплата» –
Практический журнал для бухгалтеров о расчете зарплаты

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Зарплата». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-54794 от 17.07.2013


  • Мы в соцсетях
Здравствуйте!

«Зарплата» — профессиональный ресурс для бухгалтера. Только пользователи с регистрацией могут работать с сайтом. Зарегистрируйтесь, и Вам будут доступны:

  • Статьи от ведущих экспертов для ежедневной работы бухгалтеров
  • Новости по НДФЛ, страховым взносам, пособиям и выплатам
  • Формы и образцы бухгалтерских и кадровых документов
  • Справочник платежек, генератор КБК и другие онлайн сервисы

Подарок за регистрацию — таблица новых штрафов для бухгалтеров в 2017 году.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

«Зарплата» — профессиональный ресурс для бухгалтера. Только пользователи с регистрацией могут пользоваться сайтом. Вам будут доступны:

  • Статьи от ведущих экспертов для ежедневной работы бухгалтеров
  • Новости по НДФЛ, страховым взносам, пособиям и выплатам
  • Формы и образцы бухгалтерских и кадровых документов
  • Справочник платежек, генератор КБК и другие онлайн сервисы

Подарок за регистрацию — таблица новых штрафов для бухгалтеров в 2017 году.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль